В конце июля Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) провел трехдневные слушания по расследованию столкновения в воздухе над Вашингтоном, которое унесло жизни 67 человек. Итоги слушаний однозначны: катастрофа могла быть предотвращена существующими правилами, однако государственные органы, отвечающие за безопасность в авиации, стали бояться применять их, особенно когда это идет вразрез с интересами авиакомпаний, стремящихся увеличить количество рейсов и снизить издержки.
Вместо того чтобы укреплять систему безопасности, нынешняя администрация США пытается ослабить ее. Кризис в авиационной безопасности достигает пика в момент, когда за контроль отвечает неподходящая команда.
Исторически правила безопасности в авиации формировались на основе трагедий и потерь. С 1960 по 1990 годы ежегодно в мире погибало более тысячи человек в авиакатастрофах, несмотря на гораздо меньший объем полетов по сравнению с сегодняшним днем. Однако благодаря новым стандартам и культуре постоянного улучшения уровень смертности снизился на 90%. Правила использования ремней безопасности и квалифицированный персонал не раз спасали жизни пассажиров в экстренных ситуациях.
Когда правила игнорируются, происходят трагедии. Расследование последнего инцидента выявило множество проблем: неисправное оборудование, неясные инструкции для пилотов, перегруженность и нехватка персонала в службе управления воздушным движением. Несмотря на это, Федеральное управление гражданской авиации (FAA) продолжает допускать рискованные схемы движения, приводящие к тысячам опасных сближений самолетов и вертолетов.
Новый глава FAA Брайан Бедфорд, ранее возглавлявший авиакомпании, выступает за ослабление некоторых важных правил безопасности. В частности, он предлагает отменить требование о минимальном опыте пилотов в 1500 часов полета и повысить обязательный возраст выхода пилотов на пенсию с 65 лет. Несмотря на многочисленные исследования, подтверждающие важность этих норм для безопасности, предложения Бедфорда направлены на снижение затрат авиакомпаний и увеличение предложения пилотов на рынке труда, зачастую за счет снижения качества и безопасности.
Пилоты и специалисты отрасли резко критикуют эти инициативы. Легендарный пилот Челси «Салли» Салленбергер назвал эти меры крайне опасными. Тем не менее, Бедфорд был утвержден на пост FAA с минимальным количеством голосов, что стало сигналом для индустрии о возможности дальнейшего снижения стандартов безопасности.
В июне American Airlines получила разрешение на сокращение количества бортпроводников на некоторых самолетах, что вызывает опасения у представителей профсоюзов. Уменьшение персонала, особенно в условиях увеличения количества пассажиров и усложнения обслуживания, может привести к снижению качества экстренной помощи и безопасности на борту.
Хотя отмена правил вряд ли сразу приведет к резкому увеличению авиакатастроф, она создаст реальные риски: замедленная эвакуация, хаотичная реакция на аварии, рост утомляемости пилотов и экипажа, а также снижение доверия пассажиров к авиаперелетам. В итоге все эти изменения идут в ущерб безопасности ради прибыли авиакомпаний.
Как отмечают специалисты, это давление на снижение стандартов безопасности — тревожный и опасный тренд, который может привести к серьезным последствиям для всей авиационной отрасли.