De Architectura (Об архитектуре< /i>, опубликованный как Десять книг по архитектуре) — трактат об архитектуре, написанный римским архитектором и военным инженером Марком Витрувием Поллионом и посвященный его покровителю, императору Цезарю. Август, как руководство для строительных проектов. Как единственный трактат по архитектуре, сохранившийся с античных времен, со времен Возрождения он считался первой известной книгой по теории архитектуры, а также основным источником канонов классической архитектуры.
Он содержит разнообразную информацию о греческих и римских постройках, а также предписания по планированию и проектированию военных лагерей, городов и сооружений как крупных (акведуки, здания, бани, гавани), так и малых (машины, измерительные приборы, инструменты). . Поскольку Витрувий публиковал свои работы до разработки крестовых сводов, куполов, бетона и других инноваций, связанных с императорской римской архитектурой, его десять книг не содержат информации об этих отличительных нововведениях римского строительного дизайна и технологий.
Из ссылок на них в тексте мы знаем, что в оригинальных копиях было по крайней мере несколько иллюстраций (вероятно, восемь или десять), но в любой средневековой рукописной копии сохранилась, возможно, только одна из них. Этот недостаток был исправлен в печатных изданиях XVI века, которые стали иллюстрироваться множеством больших листов.
Написанный, вероятно, между 30–20 гг. до н. э., он сочетает в себе знания и взгляды многих античных писателей, греческих и римских, на архитектуру, искусство, естествознание и строительные технологии. Витрувий цитирует многие авторитетные источники в тексте, часто восхваляя греческих архитекторов за развитие храмового строительства и ордеров (дорического, ионического и коринфского), а также предоставляя ключевые сведения о происхождении строительства примитивных хижин.
Хотя его часто цитируют в честь его знаменитой «триады» характеристик, связанных с архитектурой – utilitas, Firmitas и venustas (полезность, сила и красота), – эстетические принципы, оказавшие влияние на более поздних авторов трактатов, были изложены в Книге III. Частично заимствованные из латинской риторики (через Цицерона и Варрона), витрувианские термины, обозначающие порядок, расположение, пропорции и соответствие предполагаемым целям, веками направляли архитекторов и продолжают это делать.
Римский автор дает советы о квалификации архитектора (Книга I) и о видах архитектурного рисунка.
Десять книг или свитков организованы следующим образом:
De Architectura – Десять книг по архитектуре
Римские архитекторы обладали навыками инженерного дела, искусства и мастерства. Витрувий во многом принадлежал к этому типу, и этот факт отражен в De Architectureura. Он затронул широкий спектр тем, которые, по его мнению, касались архитектуры. Сюда входило множество аспектов, которые могут показаться несущественными для современного человека: от математики до астрономии, метеорологии и медицины. В римской концепции архитектура должна была учитывать все, что касается физической и интеллектуальной жизни человека и его окружения.
Таким образом, Витрувий рассматривает множество теоретических вопросов, касающихся архитектуры. Например, во второй книге De architectura он советует архитекторам, работающим с кирпичами, ознакомиться с досократическими теориями материи, чтобы понять, как будут вести себя их материалы. В девятой книге абстрактная геометрия Платона соотносится с повседневной работой землемера. Астрология цитируется за ее понимание организации человеческой жизни, в то время как астрономия требуется для понимания солнечных часов. Аналогичным образом Витрувий цитирует Ктесибия Александрийского и Архимеда за их изобретения, Аристоксена (ученика Аристотеля) за музыку, Агафарха за театр и Варрона за архитектуру.
Витрувий стремился обратиться к идеалам архитектуры, заявляя, что качество зависит от социальной значимости работы художника, а не от формы или качества исполнения самой работы. Пожалуй, самая известная декларация из De Architectura до сих пор цитируется архитекторами: «Хорошее строительство имеет три условия: прочность , товар и наслаждение». Эта цитата взята из версии сэра Генри Уоттона 1624 года и точно переводит отрывок из работы (I.iii.2), но с тех пор английский язык изменился, особенно в отношении слова «товар», и тег может быть неправильно понятый. На современном английском языке это звучало бы так: «Идеальное здание состоит из трех элементов: оно прочное, полезное и красивое».
Витрувий также изучал человеческие пропорции (Книга III), и эта часть его канонов была позже принята и адаптирована в знаменитом рисунке Homo Vitruvianus («Витрувианский человек») Леонардо да Винчи.
Хотя Витрувий откровенен в своих описаниях религиозных зданий, инфраструктуры и оборудования, он дает неоднозначное представление о внутренней архитектуре. Подобно Аристотелю, Витрувий восхищается домовладельцами, которые построили свои дома без участия архитектора. Его двойственное отношение к домашней архитектуре наиболее ясно читается в первом абзаце Введения к Книге 6. Книга 6 посвящена исключительно жилой архитектуре, но, как объяснил теоретик архитектуры Саймон Вейр, вместо того, чтобы писать введение о достоинствах жилых домов или семьи или какая-то тема, связанная непосредственно с домашней жизнью; Витрувий пишет анекдот о греческом этическом принципе Ксении: проявлять доброту к незнакомцам.
Трактат De architectura важен своими описаниями множества различных машин, используемых для инженерных сооружений, таких как подъемники, краны и блоки, а также военных машин, таких как катапульты, баллисты и осадные машины. Витрувий также описал конструкцию солнечных и водяных часов, а также использование эолипила (первого парового двигателя) в качестве эксперимента для демонстрации природы атмосферных движений воздуха (ветра).
Книги VIII, IX и X книги De Architectureura составляют основу большей части того, что известно о римской технологии. теперь дополнен археологическими исследованиями сохранившихся останков, таких как Пон-дю-Гар на юге Франции. Многочисленные такие массивные сооружения встречаются по всей территории бывшей империи, что является свидетельством мощи римской инженерии. Описание Витрувием строительства римского акведука кратко, но упоминает ключевые детали, особенно то, как они были обследованы, и тщательный выбор необходимых материалов.
Его книга могла бы помочь Фронтину, генералу, который был назначен в конце I века нашей эры управлять многочисленными акведуками Рима. Фронтин написал De aquaeductu, исчерпывающий трактат о римских акведуках I века, и обнаружил несоответствие между водозабором и подача воды вызвана незаконными трубами, проложенными в каналы для отвода воды. Римская империя далеко зашла в использовании энергии воды, о чем свидетельствует не менее 16 водяных мельниц в Барбегале во Франции. Мельницы перемалывали зерно очень эффективно, и сейчас известны многие другие мельницы, такие как гораздо более поздняя лесопилка в Иераполисе.
Витрувий описал множество различных строительных материалов, используемых для самых разных построек, а также такие детали, как лепная роспись. Цемент, бетон и известь получили подробные описания, а долговечность многих римских построек была немым свидетельством их мастерства в области строительных материалов и дизайна.
Он посоветовал не использовать свинец для подачи питьевой воды, а отдать предпочтение глиняным трубам. Он приходит к такому выводу в книге VIII De Architectureura после эмпирического наблюдения за очевидными заболеваниями рабочих в plumbum (свинцовые трубы) литейные мастерские своего времени. Однако большая часть воды, используемой в Риме и многих других городах, была очень жесткой, вскоре минералы покрыли внутреннюю поверхность труб, поэтому отравление свинцом уменьшилось.
Витрувий рассказал знаменитую историю об Архимеде и обнаружении им фальсифицированного золота в царской короне. Когда Архимед понял, что объем короны можно точно измерить по смещению, создаваемому в ванне с водой, он выбежал на улицу с криком «Эврика!», и это открытие позволило ему сравнить плотность короны с чистой золото. Он показал, что корона была сплавлена с серебром, а король был обманут.
Витрувий описал конструкцию винта Архимеда в главе 10, но не упомянул Архимеда по имени. Это было устройство, широко использовавшееся для подъема воды для орошения полей и осушения шахт. Другие подъемные машины, упомянутые в De архитектуре, включают бесконечную цепь ковшей и водяное колесо с обратным выбросом. Остатки водяных колес, используемых для подъема воды, были обнаружены в старых шахтах, например, в Рио-Тинто в Испании и Долаукоти на западе Уэльса. Одно из колес от Rio Tinto сейчас находится в Британском музее, а другое от последнего — в Национальном музее Уэльса. Останки были обнаружены, когда эти шахты были вновь открыты в ходе современных попыток добычи полезных ископаемых. Они должны были использоваться в вертикальной последовательности, при этом 16 таких мельниц были способны поднимать воду как минимум на 96 футов (29 м) над уровнем грунтовых вод. Каждое колесо должно было обрабатываться шахтером, который топтал устройство в верхней части колеса, используя шипы на внешнем крае. То, что они использовали такие устройства в шахтах, ясно подразумевает, что они были полностью способны использовать их в качестве водяных колес для выработки энергии для ряда видов деятельности, не только для измельчения пшеницы, но также, вероятно, для распиловки древесины, дробления руды, валкования и т. д. на.
Ктесибию приписывают изобретение напорного насоса, который Витрувий описал как построенный из бронзы с клапанами, позволяющими образовывать напор воды над машиной. Устройство также описано Героем Александрийским в его Pneumatica. Машина управляется вручную путем перемещения рычага вверх и вниз. Он упомянул о его использовании для подачи воды в фонтаны над водоемом, хотя более приземленное использование могло бы заключаться в использовании простой пожарной машины. Один был найден в Каллева Атребатум (Римский Силчестер) в Англии, а другой выставлен в Британском музее. Их функции не описаны, но они оба изготовлены из бронзы, как и указал Витрувий.
Витрувий также упомянул несколько автоматов, изобретенных Ктесибием и предназначенных для развлечения и удовольствия, а не для выполнения полезных функций.
Витрувий рассказал о многих нововведениях, внесенных в проектирование зданий для улучшения условий жизни жителей. Главным из них является развитие гипокауста, типа центрального отопления, при котором горячий воздух, образующийся при пожаре, направлялся под пол и внутрь стен общественных бань и вилл. Он дал четкие инструкции о том, как проектировать такие здания, чтобы добиться максимальной эффективности использования топлива; например, кальдарий находится рядом с тепидарий, за которым следует фригидарий. Он также посоветовал использовать своего рода регулятор для регулирования тепла в горячих помещениях: бронзовый диск, установленный в крыше под круглым отверстием, которое можно было поднимать или опускать с помощью шкива для регулировки вентиляции. Хотя он сам этого не предлагал, его водоотливные устройства, такие как водяное колесо с обратным выбросом, вероятно, использовались в больших ваннах для подъема воды в напорные резервуары в верхней части более крупного < i lang="la">термы, такие как Термы Диоклетиана и Термы Каракаллы.
То, что Витрувий, должно быть, имел хороший опыт в геодезии, видно из его описаний геодезических инструментов, особенно уровня воды или хоробатов, который он выгодно сравнил с громой, устройством, использующим отвесы. Они были необходимы во всех строительных операциях, но особенно при строительстве акведуков, где равномерный уклон был важен для обеспечения регулярной подачи воды без повреждения стенок канала. Он описал одометр, по сути, устройство для автоматического измерения расстояний по дорогам, машину, необходимую для составления точных маршрутов. например, таблица Пейтингера.
В книге IV, глава 1, подраздел 4 De Architectureura содержится описание 13 афинских городов в Малой Азии, » земля Карии», на территории современной Турции. Эти города указаны как: Эфес, Милет, Мий, Приена, Самос, Теос, Колофон, Хиус, Эритры, Фокея, Клазомены, Лебедос, Митилини, а затем 14-й город, Смирнейцы. Мюс, третий город, описывается как «давно поглощенный водой, ее священными обрядами и избирательным правом». Это предложение указывает на то, что на момент написания Витрувия было известно, что произошло изменение уровня моря и/или оседание суши. Расположение этих городов обычно направлено с юга на север, так что кажется, что Мир должен располагаться внутри страны. Если это так, то с момента написания De Architectureura в регионе наблюдается либо отскок почвы, либо падение уровня моря. Хотя это и не свидетельствует об изменении уровня моря или предположениях об этом, во времена поздней империи многие римские порты пострадали от того, что современные авторы называли «заиливанием». Постоянная необходимость дноуглубления портов стала тяжелым бременем для казны, и некоторые предполагали, что эти расходы в значительной степени способствовали окончательному краху империи. Римские соляные копи в Эссексе, Англия, сегодня расположены на пятиметровой отметке, что означает, что это была береговая линия. Эти наблюдения лишь указывают на степень заиливания и отскока почвы, повлиявших на изменение береговой линии со времени написания De Architectura.
Произведение Витрувия — один из многих примеров латинских текстов, которые обязаны своим выживанием дворцу скрипториумом Карла Великого в ранний период. 9 век. Эта деятельность по поиску и переписыванию классических рукописей является частью так называемого Каролингского Возрождения. Лондонский «Витрувий» (Британская библиотека, Harley 2767), самая старая из сохранившихся рукописей, включает только одну из оригинальных иллюстраций — довольно грубо нарисованную восьмиугольную розу ветров на полях. Он был написан в Германии примерно между 800 и 825 годами, вероятно, в аббатстве Святого Панталеона в Кёльне, и оказался одним из наиболее важных рукописей для дальнейшей передачи текста.
Эти тексты были не просто скопированы, но и известны при дворе Карла Великого, поскольку его историк, епископ Эйнхард, попросил у приезжего английского церковника Алкуина разъяснения некоторых технических терминов. Кроме того, известно, что ряд людей читали текст или находились под его косвенным влиянием, в том числе: Вуссин, Грабанус Мавр, Герман Райхенау, Гуго Сен-Викторский, Жервас Мелкли, Уильям Мальмсберийский, Теодорих Синтский. -Трюден, Петрус Диаконус, Альбертус Великий, Филиппо Виллани, Жан де Монтрей, Петрарка, Боккаччо, Джованни де Донди, Доменико Бандини, Никколо Аччайоли завещали копию базилике Сан-Лоренцо, Флоренции, Бернварду Хильдесгеймскому и Фоме Аквинскому. В 1244 году монах-доминиканец Винсент Бове сделал большое количество ссылок на De Architectureura в своем сборнике всех знание Средневековья Speculum Maius
Многие копии De Architectureura, датированные VIII-XV веками, действительно существовали в рукописной форме в эпоху Среднего периода. Возраст и 92 все еще доступны в публичных коллекциях, но, похоже, им не было уделено особого внимания, возможно, из-за устаревания многих специализированных латинских терминов, используемых Витрувием, и потери большинства из 10 оригинальных иллюстраций, которые, по мнению некоторых, могут быть полезны для понимания. части текста.
Труд Витрувия был «заново открыт» в 1416 году флорентийским гуманистом Поджо Браччолини, который нашел его в библиотеке аббатства Сен-Галлен, Швейцария. Он представил рукопись восприимчивой аудитории мыслителей эпохи Возрождения, как раз в то время, когда возрождался интерес к классическому культурному и научному наследию.
Первое печатное издание (editio Princeps), инкунабула версия была опубликована веронским ученым Фра Джованни Сульпитием в 1486 году (второе издание вышло в 1495 или 1496 году), но ни одна из них не была иллюстрирована. Доминиканский монах Фра Джованни Джокондо создал первую версию, иллюстрированную гравюрами на дереве, в Венеции в 1511 году. Она отличалась основательным философским подходом и превосходными иллюстрациями.
Переводы на итальянский язык были в обращении к 1520-м годам, первым из напечатанных стал перевод с новыми иллюстрациями Чезаре Чезариано, миланского друга архитектора Браманте, напечатанный в Комо в 1521 году. Он был быстро переведен на другие европейские языки — первый французский. версия была опубликована в 1547 году, а первая немецкая версия последовала в 1548 году. Первый испанский перевод был опубликован в 1582 году Мигелем де Урреа и Хуаном Грасианом. Самое авторитетное и влиятельное издание было опубликовано на французском языке в 1673 году Клодом Перро по заказу Жана-Батиста Кольбера в 1664 году.
Джон Шут использовал этот текст еще в 1563 году для своей книги Первые и главные основания архитектуры. Работа сэра Генри Уоттона 1624 года Элементы архитектуры представляет собой адаптацию, находящуюся под сильным влиянием, тогда как перевод 1692 года был значительно сокращен. Англоговорящим пришлось ждать полного перевода первых пяти томов до 1771 года и всего текста до 1791 года. Благодаря искусству печати работы Витрувия стали популярным предметом герменевтики с очень подробными и поясняющими иллюстрациями и получили широкое распространение.
Из многих более поздних изданий можно выделить Десять книг по архитектуре 1914 года, переведенные Моррисом Х. Морганом, доктором философии, доктором права. Книга покойного профессора классической филологии Гарвардского университета полностью доступна на сайте Project Gutenberg и в Интернет-архиве.
Повторное открытие работ Витрувия оказало глубокое влияние на архитекторов эпохи Возрождения, вызвав возрождение классической архитектуры в последующие века. Архитекторы эпохи Возрождения, такие как Никколи, Брунеллески и Леон Баттиста Альберти, нашли в De Architectureura обоснование создания своей ветви. знаний в научной дисциплине, а также подчеркивая навыки ремесленника. Один из самых известных рисунков Леонардо да Винчи, Витрувианский человек, основан на принципах пропорций тела, разработанных Витрувием в первой главе Книги III, О симметрии: в храмах и в храмах. Человеческое тело.
Английский архитектор Иниго Джонс и француз Саломон де Каус были одними из первых, кто переоценил и внедрил те дисциплины, которые Витрувий считал необходимым элементом архитектуры: искусства и науки, основанные на количестве и пропорциях. Архитектор XVI века Палладио считал Витрувия своим учителем и наставником и сделал несколько рисунков на основе его работ, прежде чем задумать свои собственные архитектурные принципы.
Самое раннее свидетельство использования стереографической проекции в машине содержится в De Architectureura, где описываются анафорические часы ( предположительно, это клепсидра или водяные часы) в Александрии. Часы имели вращающееся поле звезд за проволочной рамкой, указывающее часы дня. Проволочный каркас (паук) и расположение звезд построены с использованием стереографической проекции. Подобные конструкции, датированные I-III веками, были найдены в Зальцбурге и на северо-востоке Франции, поэтому предполагается, что такие механизмы были довольно широко распространены среди римлян.