
В последние дни пользователи TikTok заметили тревожный продукт в TikTok Shop — футболки с антисемитской пародией на постер фильма «Челюсти». На изображении акулу заменили на человеческий нос, плавающего человека — на купюру в 100 долларов, а надпись «Jaws» изменена на «Jews», что распространяет стереотипы о евреях как о жадных до денег.
Такие футболки продавались в нескольких магазинах на TikTok Shop, как из США, так и из Китая, по цене от 8,99 до 15 долларов. Описания товаров были стандартными, без упоминания оскорбительного содержания: «Мягкая и удобная футболка из 100% хлопка — ваш новый повседневный must-have». В ответ на обращение продавцы убрали эти товары, а платформа заявила о продолжении борьбы с нарушителями правил, касающихся разжигания ненависти.
Эти футболки — пример того, как в эпоху цифровых технологий и алгоритмов рекомендаций странным образом сочетаются массовое производство и размытость ответственности. Такие товары создаются через сервисы печати по требованию, и зачастую физически еще не существуют до момента заказа. Магазины буквально наполняют платформы множеством разнообразных дизайнов, от милых до провокационных, чтобы привлечь внимание.
Поиск таких футболок на самом TikTok Shop затруднен: например, поиск по слову «Jews» заблокирован, хотя эти товары появляются в персонализированных рекомендациях пользователей. Подобные товары встречаются и на других маркетплейсах, например, Amazon и Shopify. Несмотря на правила против ненавистнического контента, полностью предотвратить появление таких товаров пока не удается.
Этот случай демонстрирует, насколько сложной и неоднозначной стала ситуация с онлайн-шопингом: ассортимент огромен, но качество и этичность товаров порой вызывают серьезные вопросы. Платформы продолжают бороться с потоком неприемлемого контента, но проблемы остаются из-за масштабов и специфики цифровой торговли.


