Акустическая смазка или звуковая смазка возникает, когда звук (измеримый в вакууме путем размещения микрофона на одном элементе раздвижной системы) позволяет вибрации вызвать разделение между скользящими поверхностями. Это могло произойти между двумя пластинами или между рядом частиц. Частота звука, необходимая для того, чтобы вызвать оптимальную вибрацию и, таким образом, вызвать звуковую смазку, варьируется в зависимости от размера частиц (высокие частоты будут оказывать желаемое или нежелательное воздействие на песок, а более низкие частоты будут оказывать такое же воздействие на валуны).
Если динамический коэффициент трения между двумя объектами равен 0,20, а вибрация заставляет их контактировать только половину времени, это будет эквивалентно постоянному коэффициенту трения 0,10. Такое существенное снижение трения может оказать глубокое влияние на систему. Согласно анекдоту, гусеницы танков времен Второй мировой войны могли смазываться собственным скрипом, что является удачным примером акустической смазки.
Другой пример происходит во время оползней. Большинство оползней не вызывают такого эффекта, но иногда частота вибраций, вызванных оползнем, оказывается оптимальной, чтобы вызвать вибрацию валунов. В этом случае обратная связь заставляет валуны скользить гораздо дальше и быстрее, чем обычно, что может представлять повышенную опасность для тех, кто находится на их пути. Одной из примечательных особенностей такого оползня является то, что он напоминает текущую воду или грязь, а не сухие скользящие камни, какими они были секундами ранее.
Помимо изучения оползней, акустическая смазка может найти множество других применений, особенно там, где требуется переменное трение или невозможно использовать традиционные смазочные материалы. Одним из примеров может быть бурение скважин (для воды, нефти и т. д.) через песок. Оптимальная высота звука (измерение частоты) может значительно снизить трение между сверлом и песком.
Примером могут также служить новые бритвы с вибрирующей головкой.