Электрическая батарея — это источник электроэнергии, состоящий из одного или нескольких электрохимических элементов с внешними соединениями для питания электрических устройств. Когда батарея подает питание, ее положительная клемма является катодом, а отрицательная клемма — анодом. Клемма с отрицательной маркировкой является источником электронов, которые будут течь через внешнюю электрическую цепь к положительной клемме. Когда батарея подключена к внешней электрической нагрузке, окислительно-восстановительная реакция преобразует реагенты с высокой энергией в продукты с более низкой энергией, а разница свободной энергии передается во внешнюю цепь в виде электрической энергии. Исторически термин «батарея» конкретно относился к устройству, состоящему из нескольких ячеек; однако в настоящее время в него вошли устройства, состоящие из одной ячейки.
Первичные (одноразовые или «одноразовые») батарейки используются один раз и выбрасываются, так как при разрядке материалы электродов необратимо изменяются; Типичным примером являются щелочные батареи, используемые в фонариках и множестве портативных электронных устройств. Вторичные (перезаряжаемые) батареи можно многократно разряжать и перезаряжать с помощью приложенного электрического тока; первоначальный состав электродов можно восстановить обратным током. Примеры включают свинцово-кислотные аккумуляторы, используемые в транспортных средствах, и литий-ионные аккумуляторы, используемые в портативной электронике, такой как ноутбуки и мобильные телефоны.
Батареи бывают разных форм и размеров: от миниатюрных ячеек, используемых для питания слуховых аппаратов и наручных часов, до, в самом большом пределе, огромных батарейных банков размером с комнату, которые обеспечивают резервное или аварийное питание для телефонных станций и компьютерных центров обработки данных. Батареи имеют гораздо более низкую удельную энергию (энергию на единицу массы), чем обычные виды топлива, такие как бензин. В автомобилях это несколько компенсируется более высокой эффективностью электродвигателей при преобразовании электрической энергии в механическую работу по сравнению с двигателями внутреннего сгорания.
Бенджамин Франклин впервые использовал термин «батарея» в 1749 году, когда проводил эксперименты с электричеством, используя набор связанных конденсаторов лейденской банки. Франклин сгруппировал несколько банок в то, что он назвал «батареей», используя военный термин для обозначения совместного функционирования оружия. Умножив количество емкостей-держателей, можно будет хранить более сильный заряд, а при разрядке будет доступно больше энергии.
Итальянский физик Алессандро Вольта построил и описал первую электрохимическую батарею, вольтов столб, в 1800 году. Это была стопка медных и цинковых пластин, разделенных пропитанными рассолом бумажными дисками, которые могли производить постоянный ток в течение значительного периода времени. Вольта не понимал, что напряжение возникло в результате химических реакций. Он считал, что его элементы являются неиссякаемым источником энергии, а связанные с ними коррозионные эффекты на электродах — всего лишь неприятность, а не неизбежное последствие их работы, как показал Майкл Фарадей в 1834 году.
Хотя первые батареи имели большое значение для экспериментальных целей, на практике их напряжение колебалось, и они не могли обеспечивать большой ток в течение длительного периода времени. Ячейка Дэниела, изобретенная в 1836 году британским химиком Джоном Фредериком Дэниелом, стала первым практическим источником электроэнергии, став отраслевым стандартом и получив широкое распространение в качестве источника энергии для электрических телеграфных сетей. Он представлял собой медный котел, наполненный раствором медного купороса, в который была погружена неглазурованная глиняная емкость, наполненная серной кислотой, и цинковый электрод.
В этих влажных элементах использовались жидкие электролиты, которые при неправильном обращении были склонны к утечкам и разливам. Многие использовали стеклянные банки для хранения компонентов, что делало их хрупкими и потенциально опасными. Эти характеристики сделали влажные элементы непригодными для портативных приборов. Ближе к концу девятнадцатого века изобретение сухих батарей, в которых жидкий электролит был заменен пастой, сделало портативные электрические устройства практичными.
В батареях в устройствах с электронными лампами исторически использовалась мокрая ячейка для батареи «А» (для обеспечения питания нити накала) и сухая ячейка для батареи «В» (для обеспечения напряжения на пластине).
В период с 2010 по 2018 год годовой спрос на аккумуляторы вырос на 30 %, достигнув в общей сложности 180 ГВтч в 2018 году. По консервативным оценкам, ожидается, что темпы роста сохранятся на уровне примерно 25 %, а кульминацией станет достижение 2600 ГВтч в 2030 году. Ожидается, что снижение затрат приведет к дальнейшему увеличению спроса до 3562 ГВтч.
Важными причинами таких высоких темпов роста отрасли производства электрических аккумуляторов являются электрификация транспорта и крупномасштабное развертывание электросетей, поддерживаемое антропогенным изменением климата, переходом от источников энергии, сжигаемых ископаемым топливом, к более чистым, возобновляемым источникам энергии. и более строгие режимы выбросов.
Распределенные электрические батареи, например те, которые используются в аккумуляторных электромобилях (автомобиль-сеть) и в домашних накопителях энергии с интеллектуальным измерением и которые подключены к интеллектуальным сетям для реагирования на спрос, являются активными участниками интеллектуальных сетей электроснабжения.
Новые методы повторного использования, такие как поэтапное использование частично использованных батарей, повышают общую полезность электрических батарей, снижают затраты на хранение энергии, а также уменьшают воздействие загрязнения/выбросов за счет увеличения срока службы. При эшелонированном использовании аккумуляторов электрические аккумуляторы транспортных средств, емкость которых снижается до менее чем 80%, обычно после 5–8 лет эксплуатации, перепрофилируются для использования в качестве резервного источника питания или для систем хранения возобновляемой энергии.
Хранение энергии в масштабе сети предполагает широкомасштабное использование батарей для сбора и хранения энергии из сети или электростанции, а затем разрядки этой энергии в более позднее время для обеспечения электроэнергии или других сетевых услуг, когда это необходимо. Сетевое хранилище энергии (под ключ или распределенное) является важным компонентом интеллектуальных сетей электроснабжения.
Батареи преобразуют химическую энергию непосредственно в электрическую. Во многих случаях выделяемая электрическая энергия представляет собой разницу в энергиях сцепления или связи металлов, оксидов или молекул, подвергающихся электрохимической реакции. Например, энергия может храниться в Zn или Li, которые являются высокоэнергетическими металлами, поскольку в отличие от переходных металлов они не стабилизируются d-электронными связями. Батареи устроены так, что энергетически выгодная окислительно-восстановительная реакция может происходить только при движении электронов через внешнюю часть цепи.
Батарея состоит из некоторого количества гальванических элементов. Каждый элемент состоит из двух полуэлементов, соединенных последовательно проводящим электролитом, содержащим металлические катионы. Один полуэлемент включает электролит и отрицательный электрод, электрод, к которому мигрируют анионы (отрицательно заряженные ионы); другой полуэлемент включает электролит и положительный электрод, к которому мигрируют катионы (положительно заряженные ионы). Катионы восстанавливаются (добавляются электроны) на катоде, в то время как атомы металла окисляются (удаляются электроны) на аноде. Некоторые элементы используют разные электролиты для каждого полуэлемента; тогда используется сепаратор, чтобы предотвратить смешивание электролитов, позволяя ионам течь между полуэлементами для замыкания электрической цепи.
Каждая полуячейка имеет электродвижущую силу (ЭДС, измеряемую в вольтах) относительно стандарта. Чистая ЭДС ячейки — это разница между ЭДС ее полуячеек. Таким образом, если электроды имеют ЭДС и , то чистая emf равна ; другими словами, чистая ЭДС представляет собой разность потенциалов восстановления полуреакций.
Электрическая движущая сила или на клеммах элемента известна как напряжение на клеммах (разность) и измеряется в вольт. Напряжение на клеммах элемента, который не заряжается и не разряжается, называется напряжением холостого хода и равно ЭДС элемента. Из-за внутреннего сопротивления напряжение на клеммах разряжающегося элемента меньше по величине, чем напряжение холостого хода, а напряжение на клеммах заряжающегося элемента превышает напряжение холостого хода. Идеальный элемент имеет незначительное внутреннее сопротивление, поэтому он будет поддерживать постоянное напряжение на клеммах до тех пор, пока он не разрядится, а затем упадет до нуля. Если бы такой элемент поддерживал напряжение 1,5 вольта и производил заряд в один кулон, то при полной разрядке он совершил бы работу 1,5 джоуля. В реальных элементах внутреннее сопротивление увеличивается при разряде, а напряжение холостого хода также уменьшается при разряде. Если построить график зависимости напряжения и сопротивления от времени, полученные графики обычно представляют собой кривую; форма кривой варьируется в зависимости от используемого химического состава и внутреннего устройства.
Напряжение, развиваемое на клеммах ячейки, зависит от выделения энергии в результате химических реакций ее электродов и электролита. Щелочные и цинк-углеродные элементы имеют разный химический состав, но примерно одинаковую ЭДС 1,5 вольт; Точно так же элементы NiCd и NiMH имеют разный химический состав, но примерно одинаковую ЭДС 1,2 вольта. Высокие изменения электрохимического потенциала в реакциях соединений лития создают в литиевых элементах ЭДС 3 В и более.
Электролитом для элемента может служить практически любая жидкость или влажный объект, имеющий достаточное количество ионов для электропроводности. В качестве новинки или научной демонстрации можно вставить два электрода из разных металлов в лимон, картофель и т. д. и генерировать небольшое количество электричества.
Вольтову стопку можно сделать из двух монет (например, никеля и пенни) и куска бумажного полотенца, смоченного в соленой воде. Такая стопка генерирует очень низкое напряжение, но, когда их соединяют последовательно, они могут на короткое время заменить обычные батареи.
Аккумуляторы подразделяются на первичные и вторичные формы:
Некоторые типы первичных батарей, применявшихся, например, для телеграфных цепей, восстанавливали работоспособность путем замены электродов. Аккумуляторные батареи не перезаряжаются бесконечно из-за рассеивания активных материалов, потери электролита и внутренней коррозии.
Первичные батареи или первичные элементы могут производить ток сразу после сборки. Они чаще всего используются в портативных устройствах с низким потреблением тока, используются только с перерывами или используются вдали от альтернативного источника питания, например, в цепях сигнализации и связи, где другая электроэнергия доступна только с перерывами. Одноразовые первичные элементы не могут быть надежно перезаряжены, поскольку химические реакции трудно обратимы, а активные материалы не могут вернуться в свою первоначальную форму. Производители аккумуляторов не рекомендуют пытаться перезарядить первичные элементы. Как правило, они имеют более высокую плотность энергии, чем перезаряжаемые батареи, но одноразовые батареи плохо себя чувствуют в приложениях с высоким потреблением тока и нагрузками менее 75 Ом (75 Ом). Распространенные типы одноразовых батарей включают углеродно-цинковые батареи и щелочные батареи.
Вторичные батареи, также известные как вторичные элементы или перезаряжаемые батареи, необходимо зарядить перед первым использованием; они обычно собираются из активных материалов в разряженном состоянии. Аккумуляторные батареи (пере)заряжаются путем подачи электрического тока, который обращает вспять химические реакции, происходящие во время разрядки/использования. Устройства для подачи соответствующего тока называются зарядными устройствами. Самой старой формой аккумуляторной батареи являются свинцово-кислотные батареи, которые широко используются в автомобилях и лодках. Эта технология содержит жидкий электролит в незапечатанном контейнере, поэтому аккумулятор необходимо держать в вертикальном положении, а помещение хорошо проветривать, чтобы обеспечить безопасное рассеивание газообразного водорода, который он производит во время перезарядки. Свинцово-кислотная батарея относительно тяжела для того количества электрической энергии, которую она может обеспечить. Низкая стоимость производства и высокий уровень импульсного тока делают его распространенным там, где его емкость (более примерно 10 Ач) важнее, чем проблемы с весом и обращением. Распространенным применением является современный автомобильный аккумулятор, который обычно может выдавать пиковый ток 450 ампер.
Было произведено множество типов электрохимических элементов с различными химическими процессами и конструкциями, включая гальванические элементы, электролитические элементы, топливные элементы, проточные элементы и гальванические батареи.
Батарея мокрого типа имеет жидкий электролит. Другие названия: затопленная ячейка, поскольку жидкость покрывает все внутренние части, или вентилируемая ячейка, поскольку газы, образующиеся во время работы, могут выходить в воздух. Влажные элементы были предшественниками сухих элементов и обычно используются в качестве инструмента обучения электрохимии. Их можно построить с использованием обычных лабораторных принадлежностей, таких как химические стаканы, для демонстрации работы электрохимических ячеек. Особый тип влажной ячейки, известный как концентрационная ячейка, важен для понимания коррозии. Мокрые элементы могут быть первичными (неперезаряжаемыми) или вторичными (перезаряжаемыми). Первоначально все практические первичные батареи, такие как элемент Даниэля, были построены как мокрые элементы в стеклянной банке с открытым верхом. Другими первичными влажными клетками являются клетки Лекланша, клетки Гроува, клетки Бунзена, клетки хромовой кислоты, клетки Кларка и клетки Вестона. Химический состав клеток Leclanche был адаптирован к первым сухим клеткам. Мокрые элементы до сих пор используются в автомобильных аккумуляторах и в промышленности для резервного питания распределительных устройств, телекоммуникаций или крупных источников бесперебойного питания, но во многих местах вместо них используются батареи с гелевыми элементами. В этих приложениях обычно используются свинцово-кислотные или никель-кадмиевые элементы. Батареи с расплавленной солью — это первичные или вторичные батареи, в которых в качестве электролита используется расплавленная соль. Они работают при высоких температурах и должны быть хорошо изолированы для сохранения тепла.
Сухой элемент использует пастообразный электролит с достаточным количеством влаги только для того, чтобы позволить току течь. В отличие от влажного элемента, сухой элемент может работать в любой ориентации без проливания, так как он не содержит свободной жидкости, что делает его пригодным для портативного оборудования. Для сравнения, первые влажные элементы обычно представляли собой хрупкие стеклянные контейнеры со свинцовыми стержнями, свисающими с открытого верха, и требовали осторожного обращения, чтобы избежать проливания. Свинцово-кислотные батареи не достигли безопасности и портативности сухого элемента до разработки гелевого аккумулятора. Обычным сухим элементом является цинк-угольный элемент, иногда называемый сухим элементом Лекланше, с номинальным напряжением 1,5 вольта, таким же, как у щелочной батареи (поскольку оба используют одну и ту же комбинацию цинка и диоксида марганца). Стандартный сухой элемент состоит из цинкового анода, обычно в форме цилиндрического горшка, с углеродным катодом в форме центрального стержня. Электролитом является хлорид аммония в форме пасты рядом с цинковым анодом. Оставшееся пространство между электролитом и угольным катодом занимает вторая паста, состоящая из хлорида аммония и диоксида марганца, причем последний действует как деполяризатор. В некоторых конструкциях хлорид аммония заменяется хлоридом цинка.
Резервную батарею можно хранить в разобранном виде (неактивированном и не подающем электропитания) в течение длительного периода (возможно, лет). Когда аккумулятор необходим, то его собирают (например, путем добавления электролита); После сборки аккумулятор заряжен и готов к работе. Например, батарея электронного артиллерийского взрывателя может активироваться от выстрела из пушки. Ускорение разрушает капсулу с электролитом, которая активирует батарею и питает цепи взрывателя. Резервные батареи обычно рассчитаны на короткий срок службы (секунды или минуты) после длительного хранения (годы). Активируемая водой батарея для океанографических инструментов или военного применения активируется при погружении в воду.
28 февраля 2017 года Техасский университет в Остине выпустил пресс-релиз о новом типе твердотельной батареи, разработанной группой под руководством изобретателя литий-ионных батарей Джона Гуденаф, «которая может привести к более безопасной и быстрой зарядке». аккумуляторы с более длительным сроком службы для портативных мобильных устройств, электромобилей и стационарных накопителей энергии». Также утверждается, что твердотельная батарея имеет «в три раза большую плотность энергии», что увеличивает срок ее службы, например, в электромобилях. Это также должно быть более экологически безопасным, поскольку в технологии используются менее дорогие, экологически чистые материалы, такие как натрий, добываемый из морской воды. Они также имеют гораздо более длительный срок службы.
Sony разработала биологическую батарею, которая генерирует электричество из сахара способом, аналогичным процессам, наблюдаемым в живых организмах. Батарея вырабатывает электричество за счет использования ферментов, расщепляющих углеводы.
Свинцово-кислотная батарея с герметичным клапаном и регулируемым клапаном (батарея VRLA) популярна в автомобильной промышленности в качестве замены свинцово-кислотных мокрых элементов. В аккумуляторе VRLA используется иммобилизованный электролит серной кислоты, что снижает вероятность утечки и продлевает срок хранения. Аккумуляторы VRLA иммобилизуют электролит. Два типа:
Другие портативные перезаряжаемые батареи включают несколько типов герметичных «сухих элементов», которые используются в таких приложениях, как мобильные телефоны и портативные компьютеры. К элементам этого типа (в порядке возрастания удельной мощности и стоимости) относятся никель-кадмиевые (NiCd), никель-цинковые (NiZn), никель-металлогидридные (NiMH) и литий-ионные (Li-ion) элементы. Литий-ионные аккумуляторы занимают на сегодняшний день самую большую долю на рынке перезаряжаемых аккумуляторов с сухими элементами. NiMH заменил NiCd в большинстве применений из-за его более высокой емкости, но NiCd по-прежнему используется в электроинструментах, радиостанциях двусторонней связи и медицинском оборудовании.
В 2000-х годах разработки включали батареи со встроенной электроникой, такие как USBCELL, которая позволяет заряжать батарею типа АА через USB-разъем, батареи с наношариками, обеспечивающие скорость разряда примерно в 100 раз большую, чем современные батареи, и интеллектуальные аккумуляторные блоки с отслеживанием состояния заряда. мониторы и схемы защиты аккумулятора, которые предотвращают повреждение при чрезмерной разрядке. Низкий саморазряд (LSD) позволяет заряжать аккумуляторные элементы перед отправкой.
В самом длинном и высоком полете на солнечной энергии использовались литий-серные батареи.
Аккумуляторы всех типов производятся потребительского и промышленного назначения. В более дорогих батареях промышленного класса могут использоваться химические составы, которые обеспечивают более высокое соотношение мощности к размеру, имеют меньший саморазряд и, следовательно, более длительный срок службы, когда они не используются, большую устойчивость к утечкам и, например, способность выдерживать высокие температуры и влажность, связанные с ними. с медицинской стерилизацией в автоклаве.
Батареи стандартного формата вставляются в отсек для батарей устройства, в котором они используются. Если в устройстве не используются батареи стандартного формата, их обычно объединяют в специальный аккумуляторный блок, который вмещает несколько батарей в дополнение к таким функциям, как система управления батареями и изолятор батареи, которые обеспечивают равномерную зарядку и разрядку батарей.
Первичные батареи, легко доступные потребителям, варьируются от крошечных кнопочных элементов, используемых в электрических часах, до элементов № 6, используемых в сигнальных цепях или других устройствах длительного действия. Вторичные ячейки изготавливаются очень больших размеров; очень большие батареи могут питать подводную лодку или стабилизировать электрическую сеть и помочь выровнять пиковые нагрузки.
По состоянию на 2017 год самая большая в мире батарея была построена в Южной Австралии компанией Tesla. Он может хранить 129 МВтч. Батарея в провинции Хэбэй, Китай, которая может хранить 36 МВт электроэнергии, была построена в 2013 году и обошлась в 500 миллионов долларов. Еще одна большая батарея, состоящая из никель-кадмиевых элементов, находилась в Фэрбенксе, Аляска. Он занимал площадь 2000 квадратных метров (22 000 квадратных футов) — больше футбольного поля — и весил 1300 тонн. Он был изготовлен компанией ABB для обеспечения резервного питания в случае отключения электроэнергии. Аккумулятор может обеспечить мощность 40 МВт в течение семи минут. Натриево-серные батареи использовались для хранения энергии ветра. Аккумуляторная система емкостью 4,4 МВтч, способная выдавать 11 МВт в течение 25 минут, стабилизирует мощность ветряной электростанции Аувахи на Гавайях.
Многие важные свойства элементов, такие как напряжение, плотность энергии, воспламеняемость, доступные конструкции элементов, диапазон рабочих температур и срок хранения, определяются химическим составом аккумуляторов.
Характеристики батареи могут меняться в зависимости от цикла нагрузки, цикла зарядки и срока службы из-за многих факторов, включая внутренний химический состав, ток потребления и температуру. При низких температурах батарея не может обеспечить такую большую мощность. Таким образом, в холодном климате некоторые автовладельцы устанавливают подогреватели аккумулятора, которые представляют собой небольшие электрические грелки, поддерживающие автомобильный аккумулятор в тепле.
Емкость аккумулятора — это количество электрического заряда, которое он может передать при номинальном напряжении. Чем больше электродного материала содержится в ячейке, тем больше ее емкость. Маленькая ячейка имеет меньшую емкость, чем большая ячейка с тем же химическим составом, хотя они развивают одинаковое напряжение холостого хода. Емкость измеряется в таких единицах, как ампер-час (А·ч). Номинальная емкость батареи обычно выражается как произведение 20 часов работы, умноженное на ток, который новая батарея может последовательно обеспечивать в течение 20 часов при температуре 20 °C (68 °F), оставаясь при этом выше указанного напряжения на клеммах на элемент. Например, аккумулятор емкостью 100 А·ч может выдавать ток 5 А в течение 20 часов при комнатной температуре. Доля накопленного заряда, которую может доставить аккумулятор, зависит от множества факторов, включая химический состав аккумулятора, скорость доставки заряда (ток), требуемое напряжение на клеммах, период хранения, температуру окружающей среды и другие факторы.
Чем выше скорость разряда, тем ниже емкость. Взаимосвязь между током, временем разряда и емкостью свинцово-кислотной батареи аппроксимируется (в типичном диапазоне значений тока) законом Пейкерта:
где
Аккумуляторы, которые хранятся в течение длительного периода времени или разряжаются на небольшую часть емкости, теряют емкость из-за наличия, как правило, необратимых побочных реакций, которые потребляют носители заряда без образования тока. Это явление известно как внутренний саморазряд. Кроме того, при перезарядке аккумуляторов могут возникнуть дополнительные побочные реакции, снижающие емкость для последующих разрядов. После достаточного количества перезарядок вся емкость теряется, и аккумулятор перестает вырабатывать энергию. Внутренние потери энергии и ограничения скорости прохождения ионов через электролит приводят к изменению эффективности батареи. Выше минимального порога разрядка с низкой скоростью обеспечивает большую емкость аккумулятора, чем с более высокой скоростью. Установка аккумуляторов с различной емкостью А·ч не влияет на работу устройства (хотя может повлиять на интервал работы), рассчитанного на определенное напряжение, если не превышены пределы нагрузки. Нагрузки с высоким потреблением энергии, такие как цифровые камеры, могут снизить общую емкость, как это происходит с щелочными батареями. Например, аккумулятор емкостью 2 А·ч при разряде в течение 10 или 20 часов не выдержит ток 1 А в течение полных двух часов, как следует из его заявленной емкости.
C-rate — это мера скорости, с которой аккумулятор заряжается или разряжается. Он определяется как ток через батарею, разделенный на теоретическое потребление тока, при котором батарея обеспечит свою номинальную номинальную емкость за один час. Он имеет единицы измерения h−1. Из-за потери внутреннего сопротивления и химических процессов внутри элементов батарея редко обеспечивает номинальную емкость всего за один час. Обычно максимальная емкость достигается при низком уровне C, а зарядка или разрядка при более высоком уровне C сокращает срок службы и емкость аккумулятора. Производители часто публикуют таблицы данных с графиками, показывающими кривые мощности и C-rate. C-rate также используется в качестве рейтинга батарей для обозначения максимального тока, который батарея может безопасно отдавать в цепи. Стандарты для перезаряжаемых батарей обычно оценивают емкость и циклы зарядки в течение 4 часов (0,25C), 8 часов (0,125C) или более длительного времени разрядки. Типы, предназначенные для специальных целей, например, в компьютерных источниках бесперебойного питания, могут быть рассчитаны производителями на периоды разряда намного меньше одного часа (1C), но могут иметь ограниченный срок службы.
По состоянию на 2012 год литий-железофосфат (LiFePO
4) технология зарядки аккумуляторов была самой быстрой/ разрядка, полная разрядка за 10–20 секунд.
Срок службы батареи (и его синоним срок службы батареи) имеет два значения для перезаряжаемых батарей, но только одно для неперезаряжаемых. Для перезаряжаемых это может означать либо продолжительность времени, в течение которого устройство может работать от полностью заряженной батареи, либо количество циклов зарядки/разрядки, возможных до того, как элементы перестанут работать удовлетворительно. Для неперезаряжаемых эти два срока равны, поскольку элементы по определению служат только один цикл. Термин срок годности используется для описания того, как долго батарея будет сохранять свою производительность между производством и использованием. Доступная емкость всех батарей падает с понижением температуры. В отличие от большинства современных батарей, батарея Zamboni, изобретенная в 1812 году, обеспечивает очень долгий срок службы без восстановления или подзарядки, хотя она подает ток только в диапазоне наноампер. Оксфордский электрический звонок звонит почти непрерывно с 1840 года на своей оригинальной паре батарей, которые, как полагают, были батареями Zamboni.
Одноразовые батареи обычно теряют 8–20 % своего первоначального заряда в год при хранении при комнатной температуре (20–30 °C). Это известно как скорость «саморазряда» и обусловлено бестоковыми «побочными» химическими реакциями, которые происходят внутри элемента даже при отсутствии нагрузки. Скорость побочных реакций снижается для батарей, хранящихся при более низких температурах, хотя некоторые из них могут быть повреждены при замерзании, а хранение в холодильнике не продлит существенно срок хранения и может привести к повреждению конденсата. Старые аккумуляторные батареи саморазряжаются быстрее, чем одноразовые щелочные батареи, особенно батареи на основе никеля; только что заряженная никель-кадмиевая (NiCd) батарея теряет 10% своего заряда в течение первых 24 часов, а затем разряжается со скоростью около 10% в месяц. Однако новые никель-металлогидридные (NiMH) батареи с низким саморазрядом и современные литиевые батареи имеют более низкую скорость саморазряда (но все же выше, чем у первичных батарей).
Активный материал на пластинах аккумулятора меняет химический состав при каждом цикле зарядки и разрядки; активный материал может быть потерян из-за физических изменений объема, что еще больше ограничивает количество перезарядок батареи. Большинство аккумуляторов на основе никеля при покупке частично разряжены, и перед первым использованием их необходимо зарядить. Новые NiMH аккумуляторы готовы к использованию при покупке и разряжаются всего на 15% в год.
Некоторое ухудшение происходит при каждом цикле зарядки-разрядки. Деградация обычно происходит из-за миграции электролита от электродов или из-за отделения активного материала от электродов. NiMH-аккумуляторы малой емкости (1700–2000 мА·ч) можно заряжать около 1000 раз, тогда как NiMH-аккумуляторы большой емкости (свыше 2500 мА·ч) служат около 500 циклов. NiCd-аккумуляторы обычно рассчитаны на 1000 циклов, прежде чем их внутреннее сопротивление навсегда превысит допустимые значения. Быстрая зарядка увеличивает необходимость замены компонентов, сокращая срок службы батареи. Если зарядное устройство не может определить, когда аккумулятор полностью заряжен, то, скорее всего, перезарядка приведет к его повреждению.
NiCd-элементы, если они используются определенным повторяющимся образом, могут демонстрировать снижение емкости, называемое «эффектом памяти». Эффекта можно избежать с помощью простых практик. NiMH-элементы, хотя и схожи по химическому составу, меньше страдают от эффекта памяти.
Автомобильные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи должны выдерживать нагрузки из-за вибрации, ударов и температурного диапазона. Из-за этих напряжений и сульфатации свинцовых пластин немногие автомобильные аккумуляторы служат более шести лет при регулярном использовании. Автомобильные пусковые (SLI: Стартер, освещение, зажигание) имеют множество тонких пластин для максимизации тока. В общем, чем толще пластины, тем дольше срок службы. Обычно они разряжаются лишь незначительно перед перезарядкой. Свинцово-кислотные батареи «глубокого цикла», такие как те, которые используются в электрических тележках для гольфа, имеют гораздо более толстые пластины, что увеличивает срок их службы. Основным преимуществом свинцово-кислотного аккумулятора является его низкая стоимость; его основные недостатки – большие габариты и вес для данной мощности и напряжения. Свинцово-кислотные аккумуляторы никогда не следует разряжать ниже 20% своей емкости, поскольку внутреннее сопротивление приведет к перегреву и повреждению при перезарядке. Свинцово-кислотные системы с глубоким циклом часто используют сигнальную лампу низкого заряда или выключатель питания при низком заряде, чтобы предотвратить тип повреждения, который сокращает срок службы аккумулятора.
Срок службы батарей можно продлить, если хранить их при низкой температуре, например, в холодильнике или морозильной камере, что замедляет побочные реакции. Такое хранение может продлить срок службы щелочных батарей примерно на 5%; Аккумуляторные батареи могут удерживать заряд гораздо дольше, в зависимости от типа. Чтобы достичь максимального напряжения, батареи необходимо вернуть к комнатной температуре; разряд щелочной батареи током 250 мА при 0 °C лишь вдвое менее эффективен, чем при 20 °C. Производители щелочных батарей, такие как Duracell, не рекомендуют охлаждать батареи.
Взрыв батареи обычно вызван неправильным использованием или неисправностью, например, попыткой перезарядить основную (неперезаряжаемую) батарею или коротким замыканием.
Когда аккумулятор перезаряжается с чрезмерной скоростью, взрывоопасная газовая смесь водорода и кислорода может образоваться быстрее, чем она сможет выйти из аккумулятора (например, через встроенное вентиляционное отверстие), что приведет к повышению давления и возможному взрыву аккумулятора. корпус батареи. В крайних случаях химикаты аккумуляторной батареи могут сильно разбрызгиваться из корпуса и причинять травмы. Экспертное заключение проблемы указывает на то, что этот тип использует «жидкие электролиты для транспортировки ионов лития между анодом и катодом. Если аккумуляторная батарея заряжается слишком быстро, это может вызвать короткое замыкание, приводящее к взрывам и пожарам». Автомобильные аккумуляторы чаще всего взрываются, когда короткое замыкание генерирует очень большие токи. Такие батареи выделяют водород, который очень взрывоопасен при перезарядке (из-за электролиза воды в электролите). При обычном использовании степень перезарядки обычно очень мала и выделяется мало водорода, который быстро рассеивается. Однако при «запуске автомобиля от внешнего источника» большой ток может вызвать быстрое выделение больших объемов водорода, который может взрывно воспламениться от ближайшей искры, например. при отсоединении соединительного кабеля.
Перезарядка (попытка зарядить батарею сверх ее электрической емкости) также может привести к взрыву батареи, помимо утечки или необратимого повреждения. Это также может привести к повреждению зарядного устройства или устройства, в котором впоследствии будет использоваться перезаряженный аккумулятор.
Утилизация батареи путем сжигания может привести к взрыву из-за скопления пара внутри герметичного корпуса.
Многие химические вещества для аккумуляторов являются коррозийными, ядовитыми или и тем, и другим. Если утечка произойдет спонтанно или случайно, высвободившиеся химические вещества могут быть опасными. Например, в одноразовых батареях часто используется цинковая «банка» как в качестве реагента, так и в качестве контейнера для хранения других реагентов. Если аккумулятор такого типа чрезмерно разряжен, реагенты могут выйти через картон и пластик, образующие остальную часть контейнера. Утечка активного химического вещества может привести к повреждению или выводу из строя оборудования, питаемого от батарей. По этой причине многие производители электронных устройств рекомендуют извлекать батареи из устройств, которые не будут использоваться в течение длительного времени.
Во многих типах батарей в качестве электрода или электролита используются токсичные материалы, такие как свинец, ртуть и кадмий. Когда срок службы каждой батареи подходит к концу, ее необходимо утилизировать, чтобы предотвратить ущерб окружающей среде. Батарейки представляют собой одну из форм электронных отходов (электронных отходов). Службы по переработке электронных отходов восстанавливают токсичные вещества, которые затем можно использовать для изготовления новых батарей. Из почти трёх миллиардов батарей, приобретаемых ежегодно в США, около 179 000 тонн оказываются на свалках по всей стране.
Проглатывание батарей может нанести вред или привести к летальному исходу. Маленькие кнопочные батарейки могут быть проглочены, особенно маленькими детьми. Электрический разряд батареи в пищеварительном тракте может привести к повреждению тканей; такие повреждения иногда являются серьезными и могут привести к смерти. Проглоченные дисковые батарейки обычно не вызывают проблем, если только они не застревают в желудочно-кишечном тракте. Наиболее частым местом застревания дисковых батарей является пищевод, что приводит к клиническим последствиям. Батарейки, успешно прошедшие через пищевод, вряд ли окажутся где-либо еще. Вероятность того, что дисковая батарея застрянет в пищеводе, зависит от возраста пациента и размера батареи. У детей постарше проблем с батарейками размером менее 21–23 мм не возникает. Может возникнуть разжижающий некроз, поскольку гидроксид натрия генерируется током, вырабатываемым батареей (обычно на аноде). Перфорация произошла уже через 6 часов после проглатывания.
Некоторые производители аккумуляторов добавляют в аккумуляторы неприятный привкус, чтобы предотвратить их проглатывание.
Законодательство об электрических батареях включает такие темы, как безопасная утилизация и переработка.
В Соединенных Штатах Закон об управлении ртутьсодержащими и перезаряжаемыми батареями 1996 года запретил продажу ртутьсодержащих батарей, ввел единые требования к маркировке аккумуляторных батарей и потребовал, чтобы аккумуляторные батареи можно было легко снимать. Калифорния и Нью-Йорк запрещают выбрасывать аккумуляторы вместе с твердыми отходами. Производители аккумуляторных батарей реализуют общенациональные программы утилизации в США и Канаде с пунктами приема у местных розничных продавцов.
Директива Европейского Союза по батареям содержит аналогичные требования, а также требует увеличения переработки батарей и содействия исследованиям улучшенных методов переработки батарей. В соответствии с этой директивой все батареи, продаваемые на территории ЕС, должны быть отмечены «символом сбора» (перечеркнутый мусорный бак на колесиках). Оно должно покрывать не менее 3% поверхности призматических батарей и 1,5% поверхности цилиндрических батарей. Вся упаковка должна быть маркирована аналогичным образом.
В связи с сообщениями об авариях и сбоях, иногда возгораниях или взрывах, в последние годы все чаще стали отзываться об устройствах, использующих литий-ионные батареи.
9 декабря 2022 г. Парламент ЕС достиг соглашения, согласно которому с 2026 г. производители должны проектировать все электроприборы, продаваемые в ЕС (и не используемые преимущественно во влажных условиях), чтобы потребители могли легко извлекать и заменять батареи самостоятельно.