Сельскохозяйственный маркетинг охватывает услуги, связанные с перемещением сельскохозяйственной продукции от фермы к потребителю. Эти услуги включают в себя планирование, организацию, управление и обращение с сельскохозяйственной продукцией таким образом, чтобы удовлетворить фермеров, посредников и потребителей. Для этого задействованы многочисленные взаимосвязанные виды деятельности, такие как планирование производства, выращивание и сбор урожая, сортировка, упаковка и упаковка, транспортировка, хранение, агро- и пищевая обработка, предоставление рыночной информации, распространение, реклама и продажа. По сути, этот термин охватывает весь спектр операций в цепочке поставок сельскохозяйственной продукции, независимо от того, осуществляются ли они посредством разовых продаж или через более интегрированную цепочку, например, с участием контрактного сельского хозяйства.
Развитие аграрного маркетинга
Усилия по развитию сельскохозяйственного маркетинга, особенно в развивающихся странах, были направлены на концентрацию на ряде областей, в частности, на развитии инфраструктуры; предоставлении информации; обучении фермеров и торговцев вопросам маркетинга и послеуборочной обработки; и поддержке развития соответствующей политической среды. В прошлом предпринимались усилия по развитию государственных маркетинговых органов, но с годами они стали менее заметными.
Инфраструктура сельскохозяйственного рынка
Эффективная маркетинговая инфраструктура, такая как оптовые, розничные и сборочные рынки и складские помещения, имеет важное значение для рентабельного маркетинга, минимизации потерь после сбора урожая и снижения рисков для здоровья. Рынки играют важную роль в развитии сельских районов, формировании доходов, продовольственной безопасности и развитии связей между сельским рынком и сельским хозяйством. Опыт показывает, что планировщики должны знать, как проектировать рынки, которые отвечают социальным и экономическим потребностям сообщества, и как выбирать подходящее место для нового рынка. Во многих случаях выбираются неподходящие места, что приводит к недостаточному использованию или даже неиспользованию построенной инфраструктуры. Также недостаточно просто построить рынок: необходимо уделять внимание тому, как этот рынок будет управляться, эксплуатироваться и обслуживаться.
Сельские сборочные рынки расположены в производственных зонах и в первую очередь служат местом, где фермеры могут встретиться с торговцами для продажи своей продукции. Это могут быть случайные (возможно, еженедельные) рынки, такие как хаат-базары в Индии и Непале, или постоянные. Терминальные оптовые рынки расположены в крупных мегаполисах, где продукция в конечном итоге направляется потребителям посредством торговли между оптовиками и розничными торговцами, предприятиями общественного питания и т. д. Характеристики оптовых рынков значительно изменились по мере изменения розничной торговли в ответ на рост городов и возрастающую роль супермаркетов. и увеличение покупательной способности. Эти изменения могут потребовать принятия ответных мер в том, как организуются и управляются традиционные оптовые рынки.
Системы розничного маркетинга в западных странах в целом эволюционировали от традиционных уличных рынков до современных гипермаркетов или загородных торговых центров. В развивающихся странах все еще есть возможности для улучшения сельскохозяйственного маркетинга путем строительства новых розничных рынков, несмотря на рост супермаркетов, хотя муниципалитеты часто рассматривают рынки в первую очередь как источники дохода, а не как инфраструктуру, требующую развития. Эффективное регулирование рынков имеет важное значение. Внутри рынка должны соблюдаться как правила гигиены, так и деятельность по сбору доходов. Однако не менее важным является поддержание порядка за пределами рынка. Лицензированные торговцы на рынке не захотят сотрудничать в повышении стандартов, если они столкнутся с конкуренцией со стороны нелицензированных операторов за его пределами, которые не несут никаких расходов, связанных с предоставлением надлежащего обслуживания.
Информация о рынке
Эффективная рыночная информация может быть продемонстрирована как имеющая положительные преимущества для фермеров и торговцев. Актуальная информация о ценах и других рыночных факторах позволяет фермерам вести переговоры с торговцами, а также облегчает пространственное распределение продукции из сельской местности в города и между рынками. Большинство правительств в развивающихся странах пытались предоставлять фермерам услуги рыночной информации, но они, как правило, испытывали проблемы с устойчивостью. Более того, даже когда они функционируют, предоставляемые услуги часто недостаточны для принятия коммерческих решений из-за временных задержек между сбором и распространением данных. Современные коммуникационные технологии открывают возможность для служб рыночной информации улучшить доставку информации через SMS на мобильные телефоны, а быстрый рост радиостанций FM во многих развивающихся странах предлагает возможность более локализованных информационных услуг. В долгосрочной перспективе Интернет может стать эффективным способом доставки информации фермерам. Однако проблемы, связанные со стоимостью и точностью сбора данных, все еще остаются нерешенными. Даже когда у них есть доступ к рыночной информации, фермерам часто требуется помощь в интерпретации этой информации. Например, рыночная цена, указанная по радио, может относиться к оптовой цене продажи, и фермеры могут испытывать трудности с переводом ее в реалистичную цену на местном сборочном рынке. В развивающихся странах предпринимались различные попытки ввести коммерческие информационные услуги на рынке, но они в основном были нацелены на трейдеров, коммерческих фермеров или экспортеров. Нелегко понять, как мелкие бедные фермеры могут генерировать достаточный доход, чтобы коммерческая услуга была прибыльной, хотя в Индии услугой, представленной Thomson Reuters, как сообщается, воспользовались более 100 000 фермеров в первый год ее работы. Esoko в Западной Африке пытается субсидировать стоимость таких услуг для фермеров, взимая плату за доступ к более продвинутому набору функций мобильных инструментов для предприятий.
Обучение маркетингу
Фермеры часто считают маркетинг своей главной проблемой. Однако, хотя они и способны определить такие проблемы, как низкие цены, нехватка транспорта и высокие потери после сбора урожая, они часто плохо оснащены для выявления потенциальных решений. Успешный маркетинг требует освоения новых навыков, новых методов и новых способов получения информации. Сотрудники по распространению знаний, работающие с министерствами сельского хозяйства или НПО, часто хорошо обучены методам сельскохозяйственного производства, но обычно не обладают знаниями в области маркетинга или послеуборочной обработки.
Благоприятная среда
Сельскохозяйственный маркетинг должен осуществляться в рамках поддерживающей политики, правовой, институциональной, макроэкономической, инфраструктурной и бюрократической среды. Торговцы и другие лица, как правило, неохотно инвестируют в неопределенный политический климат, например, в тот, который ограничивает импорт и экспорт или внутреннее перемещение продукции. Предприятия испытывают трудности в функционировании, когда их торговая деятельность затруднена чрезмерной бюрократией. Ненадлежащее законодательство может исказить и снизить эффективность рынка, увеличить расходы на ведение бизнеса и затормозить развитие конкурентоспособного частного сектора. Слабые институты поддержки, такие как службы распространения сельскохозяйственных знаний, муниципалитеты, которые неэффективно управляют рынками, и неадекватные органы по содействию экспорту, могут быть особенно разрушительными. Плохие дороги увеличивают стоимость ведения бизнеса, сокращают выплаты фермерам и повышают цены для потребителей. Наконец, коррупция может увеличить транзакционные издержки, с которыми сталкиваются участники маркетинговой цепочки.
Поддержка аграрного маркетинга
Большинство правительств на определенном этапе предпринимали усилия по содействию улучшению сельскохозяйственного маркетинга. В Соединенных Штатах Служба сельскохозяйственного маркетинга (AMS) является подразделением USDA и имеет программы, которые обеспечивают тестирование, поддерживают стандартизацию и сортировку и предлагают услуги по новостям рынка. AMS контролирует маркетинговые соглашения и заказывает программы исследований и продвижения. Она также закупает товары для федеральных продовольственных программ. USDA также оказывает поддержку работе по сельскохозяйственному маркетингу в различных университетах. В Соединенном Королевстве поддержка маркетинга некоторых товаров предоставлялась до и после Второй мировой войны такими советами, как Совет по маркетингу молока и Совет по маркетингу яиц. Эти советы были закрыты в 1970-х годах. Будучи колониальной державой, Великобритания создала маркетинговые советы во многих странах, особенно в Африке. Некоторые из них продолжают существовать, хотя многие были закрыты во время введения мер структурной перестройки в 1990-х годах.
Несколько развивающихся стран создали спонсируемые правительством маркетинговые или агропромышленные подразделения. Например, Южная Африка создала Национальный совет по сельскохозяйственному маркетингу (NAMC) в ответ на дерегулирование сельскохозяйственной отрасли и закрытие маркетинговых советов в стране. В Индии давно существует Национальный институт сельскохозяйственного маркетинга. Это в первую очередь исследовательские и политические организации, но другие агентства предоставляют услуги по содействию маркетинговым каналам, такие как предоставление инфраструктуры, рыночной информации и документальной поддержки. Примерами из стран Карибского бассейна являются Национальная корпорация по развитию сельскохозяйственного маркетинга в Тринидаде и Тобаго и Новая Гайанская маркетинговая корпорация в Гайане.
Недавние улучшения
Постепенно развиваются новые маркетинговые связи между агробизнесом, крупными розничными торговцами и фермерами, например, через контрактное фермерство, групповой маркетинг и другие формы коллективных действий. Доноры и НПО уделяют все больше внимания способам продвижения прямых связей между фермерами и покупателями в контексте цепочки создания стоимости. Сейчас больше внимания уделяется развитию региональных рынков (например, Восточной Африки) и структурированным торговым системам, которые должны способствовать такому развитию. Рост супермаркетов, особенно в Латинской Америке и Восточной и Юго-Восточной Азии, оказывает значительное влияние на каналы сбыта садоводческой, молочной и животноводческой продукции. Тем не менее, «спотовые» рынки будут продолжать играть важную роль в течение многих лет, что требует внимания к улучшению инфраструктуры, например, для розничных и оптовых рынков.